Путешествие начинается с идеи. Сумасшедшего «хочу», которое не оставит в покое, пока его не накормят новой порцией впечатлений. Это «хочу» будет ходить следом и невзначай ставить подножки в виде фильмов, статей и песен о «той самой» точке на карте… Текст и фото: Мария Пуртова.
На этот раз мое «хочу» вцепилось когтистыми лапами в Туманный Альбион – Темза, Биг-Бен, двухэтажные красные автобусы… Не говоря уже о шотландских килтах (клетчатых мужских юбках), лох-несском чудовище (да-да, это тоже там!) и знаменитом «Ландан из зе кэпитал оф Грэйт Британ» (London is the capital of Great Britain). План пока кажется слегка сумасшедшим: за пять недель побывать в Шотландии, Англии и Уэльсе, Нидерландах и Германии. Для этого придется проделать по земле более 7000 километров и провести в воздухе два с половиной часа. Немного волнительно, но вот билет на самолет Варшава – Лондон куплен, а мой поезд отправляется от симферопольского вокзала в сторону польской столицы. Держись, Британия, я еду!
Знаете ли вы, что статистически за год в Лондоне выпадает меньше осадков, чем в Риме? Вот и я думала, что статистика шутит, но за все время путешествия мокрая погода настигла меня лишь дважды: в день прилета и через месяц – в день моего отправления из столицы Британии в Амстердам (Голландия).
Самой частой фразой, которую я слышала в Англии (после традиционного приветствия, конечно), стала «Нет, ты сегодня не ведешь машину» в исполнении моей подруги. Это только в теории кажется, что привыкнуть к левостороннему движению и, соответственно, нестандартно расположенному рулю легко. На практике я не только упорно пыталась сесть на водительское сиденье, но и исправно пугала подругу криками, что сейчас в нас кто-то врежется. Очень странное ощущение, когда все встречные машины словно несутся вам в лоб!
Подруга моя – коренная англичанка – в материковой Европе не была ни разу, а потому не представляет, каково это, когда машины едут с неправильной стороны. Она терпела мои попытки перехватить руль, когда мы ездили в Брайтон (там, кстати, необычайной красоты королевские павильоны – снаружи похожи на восточный дворец, а внутри наполнены изощренным декором вплоть до огромных металлических змей, обвивающих шторы)… Она терпела по пути в Рай (Rye), Лондон, Гастингс и даже к замку Хивер (здесь в детстве жила Анна Болейн – вторая и далеко не последняя жена Генриха VIII). Но после шестичасового путешествия к нынешней королевской резиденции в Виндзоре (где в тот день была Королева) мы решили, что надежнее будет держать меня подальше от руля. И пересели на автобус.
К слову, об автобусах – я до сих пор помню свой восторг, когда, войдя в салон и проследовав за стюардом, обнаружила вместо обещанного на этот рейс кожаного кресла целую кровать! Со свежим постельным, одеялом, подушкой и даже, кексами с минеральной водой. Оказывается, для Британии ночные двухэтажные автобусы со спальными местами – норма. Именно они соединяют юг острова с севером – Англию и Уэльс с Шотландией.
Собственно, Шотландия стала для меня самым ярким впечатлением – мое когтистое «хочу» и не ведало, что в нескольких сотнях километров на север от заветного Лондона находится такое сокровище, как Эдинбург.
Обычно путеводители советуют посмотреть городскую крепость и дворец Холируд (действующая резиденция Ее Величества). На практике это – приятные дополнения, но все самое интересное и потрясающее прячется «под носом». Дело в том, что именно в Эдинбурге Джоан Роулинг начала писать Гарри Поттера, именно этот город ее вдохновил. Например, прототипом Хогвардса стала действующая частная школа (очень-очень старая), в которой, по словам местных, еще недавно преподаватели носили длинные черные одежды, а ученики сидели на деревянных лавках.
Вся архитектура старой части города – нечто невообразимое: на строгих многоэтажных домах сверху пристроены «избушки на курьих ножках», а ширина улиц между зданиями иногда меньше метра. Все бы ничего, но это – не двух, трехэтажные строения, какие мы привыкли видеть на континенте. Здесь речь идет о средневековых «небоскребах»!
Эдинбург исторически был окружен оборонительной стеной – за ней строить жилища не разрешалось (большинство жителей ни разу за всю жизнь не покидали границ – слишком дорого стоил выход, но еще дороже – вход в город). И по мере того, как росла численность населения, дома росли вверх вместе с ней. Этаж за этажом здания строились на холмах, как бы прилипая боками к их склонам и уходя далеко в небо. Между холмами прокладывали мосты, и вот уже 3-4 этажа оказывались как бы в «подземном» уровне. А строительство продолжалось, и все это происходило в ранние века второго тысячелетия!
Здесь в порядке вещей свернуть в маленькую дверь, подняться по узкой лестнице и оказаться на улице, идущей над той, где вы только что были. Таких незаметных переходов и «лазов» в Эдинбурге – великое множество. А под современным городом есть… его продолжение. Когда в Средние века разразилась чума, решено было центральную часть Эдинбурга замуровать вместе с заразой. Постепенно о замурованном районе забыли, на нем продолжали строить новые улицы, и вот в прошлом веке «царство мертвых» наконец нашли. Все там сохранилось так, как было несколько веков назад, и попасть туда может каждый – вместе с экскурсией.
В Шотландии далеко не все мужчины носят килты – на самом деле, мне не встретилось ни одного рядового жителя в этой одежде. Все обладатели клетчатых нарядов были либо сотрудниками отелей, либо экскурсоводами, либо музыкантами. Поэтому я отправилась штурмовать то самое место, где в столице производят заветную шерсть в клеточку. Прямо возле знаменитого замка Эдинбурга стоит неприметное каменное здание – хитрость в том, то оно будто уходит под землю. И вот вы спускаетесь двумя этажами ниже и можете засунуть свой любопытный нос в ткацкие станки. Тартан (ткань для килтов) изготавливается прямо на глазах – и здесь же ее можно купить, а если не нашлось подходящей – то даже заказать особую раскраску. Я тоже не удержалась – только выбирала не цвет, а девиз клана. В Шотландии их несколько тысяч – некоторые из них классические, другие – более современные, но каждый имеет свой индивидуальный рисунок на тартане и свой девиз. «На море и на суше», «Не трогай кота без перчатки», «Несмотря на опасность – вперед», «Доблестью и усердием»…
Еще одна «шутка» Шотландии над туристами – деньги. Три старейших банка придумали свой дизайн фунтов и запустили их в оборот! Первый раз, получив в магазине сдачу, я даже не сразу поняла, в чем дело: в руках оказалась пачка разноцветных банкнот, которых в Лондонском музее денег я не видела. Говорят, чтобы выпустить свои купюры, шотландские банки должны сначала выкупить и сжечь английские фунты на соответствующую сумму. Но больше всего от этой «шутки» страдают продавцы в самой Англии: в магазинах сначала недоверчиво вертят в руках забавные бумажки, потом идут советоваться к начальству. «У меня здесь странные фунты, что делать?» – слышится шепот. «Если на них написано, что они стерлинги, принимай», – раздается ответ.
«Это разве север?» – звонко просыпается мое «хочу», когда из столицы шотландской я наконец вознамерилась вернуться в столицу модную – Лондон. «А как же приключения? Хочу…» – продолжает зверек, изящно пощелкивая наманикюренными коготками по карте Британии. До настоящего севера было рукой подать – Абердин с тамошней летней резиденцией королевы казался слишком легкой добычей, поэтому выбор пал на Инвернесс. В качестве города он существует с XIII века, а в первом построенном здесь замке Шекспир разместил своего короля Макбета. До наших дней дошла лишь постройка XVIII века – сколько же вокруг нее диких зайцев! А ведь это – действующее правительственное здание (впрочем, в Британии животных я встречала часто: на центральных улицах Лондона несколько раз дорогу перебегали дикие лисицы).
Инвернесс, затерявшийся среди холмов и озер, становится отправной точкой для знакомства со знаменитым лохнесским чудовищем. Или по-дружески – Несси. Она здесь повсюду – на открытках, магнитах и полках магазинов – в виде плюшевого монстрика в клетчатой кепке. Несмотря на многолетние споры ученых, доподлинно сказать, что Несси не существует, никто не берется. Лох Несс (слово Лох в переводе с шотландского означает «озеро») – место каверзное. Вода здесь очень темная (не грязная, а именно темная), а внутренние течения то и дело меняют направление. Когда наш катер шел к знаменитой крепости, я во все глаза высматривала чудовище. Но знакомство наше состоялось несколько иначе: стоило мне спуститься на нижнюю палубу и приблизиться к краю, как откуда ни возьмись меня накрыло огромной волной. Позднее меня спросят, не свалилась я за борт – настолько мокрой стала одежда. «Нет, – говорю, – не свалилась. Это мы с Несси познакомились. Она, оказывается, та еще шутница»…
Когда я покидала Великобританию, путешествие было далеко от своего завершения: Голландия – где люди улыбаются всегда и везде – запомнится вкуснейшими вафлями с начинкой и крутыми лестницами в домах Амстердама. Будет еще мекка шопоголиков – Берлин, будет Варшава с ее очаровательным Старым Мястом и окутанный ароматом шоколада Львов. Но это уже совсем другая история. И пока распаковываются чемоданы, а в коллекцию добавляется страна №27, мое «хочу» не дремлет и выходит на охоту.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.